Мастер-класс по шитью игрушек

Материалы и инструменты

Для работы вам понадобятся лоскуты драпа, меха, фетра, поролона, искусственной кожи, трикотажа, кримплена, байки, ситца, сатина, плюша, бархата и другие. Можно использовать и старые нити, но предварительно постирайте, почистите, отутюжьте ткань, расчешите мех.

учимся шить игрушки

Для набивки игрушки может служить мягкий трикотаж, вата, поролон, отходы меха, но лучшим материалом является синтепон.

Проверьте, есть ли у вас необходимые инструменты:

— набор игл разных размеров;
— нитки (катушечные, суровые, мулине) разною цвета и толщины (чем больше номер, тем тоньше нитка);
— пинцет и палочки для набивки игрушки;
— ножницы с режущими кончиками;
— проволока для каркаса (медная прочнее, алюминиевая быстро ломается); карандаши, шариковые ручки, портняжные мелки, ластик, ватман, картон, калька, копировальная бумага, белила - «штрих», клей ПИЛ или «Момент».

Работа с выкройками

Наши выкройки можно использовать в натуральную величину. Для этого переведите их на кальку, а с кальки на картон через копировальную бумагу. На каждую деталь выкройки перенесите все обозначения: ее название, количество, точки соединения с другими деталями, стрелки, указывающие направление ворса.
Если вам нужно увеличить или уменьшить выкройку, то возьмите лист бумаги, разлинуйте его соответственно па большие или малые квадраты и перерисуйте детали выкроек, сохраняя в каждом квадрате свой фрагмент рисунка (рис. 1).

работа с выкройкой

Любую из предложенных нами выкроек вы можете скомбинировать но своему желанию и вкусу. Для примера показана выкройка мордочки зайца, выполненная в трех вариантах (рис. 2). Наиболее простой — вариант 1.
Можно игрушку усложнить и сделать ее более выразительной. Для этого добавьте на деталь головы лобик, щечки (вариант 2) или подусник и подглазник (вариант 3), разрежьте уши на несколько частей (варианты 1—3).

шьем игрушки

Моделирование лекал дает широкие возможности для изменения выкройки или отдельных ее частей (рис. 3). Чтобы изменить позу игрушки (рис. 3, а, б), необходимо дорисовать линии туловища и ноги (рис. 3, а), перевести каждую деталь на кальку и вырезать (рис. 3, в, г). Затем совместите ногу (рис. 3, г) с туловищем (рис. 3, в), чтобы получилась выкройка детали сидящей игрушки (рис. 3, д). Теперь измените линию брюшка (рис. 3, а. д). Брюшко сидящей игрушки переведите на кальку, сделайте выкройку (рис. 3, е). Вырезайте выкройки точно по линиям.
Внимательно разберитесь, где находится на готовой игрушке каждая деталь (будьте особенно внимательны при раскрое зеркальных правых и левых деталей), а затем приступайте к подбору материалов.

схема выкройка

Цветовое решение игрушки

Цвет — одно из важнейших средств создания образа вашей игрушки. Дайте волю своей фантазии при подборе материалов как для самих изделии, так и для их оформления. Игрушка будет выглядеть привлекательнее, если выбранные нами лоскутки будут сочетаться друг с другом по цвету.

Хорошо комбинируются такие цвета:

— белый, черный, красный;
— белый, рыжий, желтый, коричневый;
— белый, серый, голубой, синий, черный;
— белый, пестрый, любой темный.

При изготовлении одной игрушки желательно подобрать три-четыре цвета. Можно использовать и нетрадиционные расцветки. Например, туловище выполнить из клетчатой или пестрой ткани, словно вы одели ее в комбинезончик; а голову, лапки и ушки выполнить в традиционной гамме цветов.

Каркасные игрушки. Шарнирное соединение деталей

Прежде чем набивать игрушку, подумайте, насколько она должна быть динамичной. Динамику может обеспечить проволочный каркас, с помощью которого игрушка получается подвижной. Кроме того, каркас придаст ей большую устойчивость.

мастер-класс

Для этой цели лучше использовать медную проволоку различной толщины в соответствии с размерами игрушки. Концы проволоки загибают, чтобы не было прокола в материале, и вставляют в готовые детали, которые затем набивают. После этого приступают к сборке игрушки.
Каркасы можно вставлять как во всю игрушку, так и в отдельные ее части: в хвост и туловище; крылья и туловище; ноги и туловище; уши и голову; рога и голову (рис. 12, а-д).

Другой способ придать динамику игрушке — это веревочный шарнир (рис. 12, е). Но для этого детали должны быть выкроены и сшиты раздельно.
Вам потребуется длинная игла с большим ушком и нитки №10. Один конец нитки закрепляют на внутренней стороне лапы и пропускают иглу с ниткой через туловище, захватывают верхнюю часть другой лапы с внутренней стороны и возвращают нитку через туловище в исходную точку. Нитки подтягивают как можно крепче и закрепляют под лапой.
В случае с шарнирным креплением готовые детали сначала набивают, зашивают все отверстия, пришивают голову и только после этого крепят с помощью шарнира.

Сборка игрушки

Практика показала, что многие шьют отдельные части игрушки хорошо, даже отлично, но вот сборка... Сборка требует не только аккуратности в работе, но и фантазии. Можно изменить даже «характер» игрушки, расположив голову прямо, набок или чуть наклонив ее.
Для работы иглу возьмите подлиннее, нитку — потолще: № 30, 20, или 10. Готовые части пришивайте к туловищу в указанных местах по пунктирной линии, либо но меткам на выкройке.

Виды швов для ручной вышивки

Кроме швов для стачивания различных тканей. креплении деталей существую! вышивальные швы. Ими можно вышивать на ткани, клеенке, коже, пришивать аппликации. Для этого подходит нитки мулине или хлопчато-лавсановые, в некоторых случаях шерстяные.

Стебельчатый шов — это декоративный шов. Стежки должны бы м. одинаковыми и ложиться близко друг к другу. Этим швом удобно вышивать элементы, имеющие большую длину и достаточно сложную форму (рис. 18, а).
Тамбурный шов представляет собой ряд петель, выходящих одна из другой. Это также декоративный шов (рис. 18, б).
Стежки «ёлочка» это вид фигурных стежков, по виду напоминающих незаконченную петлю (рис. 18, в).

виды швов

Фиксирующие стежки это вид сложною стежка. Закрепите основную нить, а второй ее конец оставьте свободным. Затем другой нитью сделайте коротенькие стежки поверх первой, которые фиксируют ее в любом положении. Стежки могут лежать перпендикулярно или наклонно к основной нити. Таким способом легко вышивать узоры любой сложности (рис. 18, г).
Стежки «козлик» — это соединительный шов. Форма стежка крестообразная. Таким способом можно скреплять аппликационные детали (рис. 18, д).
Шов «крест» — декоративный шов. У некоторых видов игрушек «крестом» обозначаю! глазки, носик или ротик (рис. 18, с).

Коленчатый шов или «змейка» декоративный шов. Сначала проложите параллельные стежки одинаковой длины и на равном расстоянии, а затем соедините их (рис. 18, ж). Этим швом хорошо оформлять край изделия.
Гладь декоративная вышивка. Гладью удобно вышивать мелкие детали у маленьких игрушек: глазки, носик, подушечки на ладошках и т.д. (рис. 18, з).
Шов «зиг-заг» был описан выше. Он очень удобен в работе с любой аппликацией (см. рис.9).

Изготовление помпона

Для оформления различных изделий часто применяют помпон: на вязанную шапочку, тапочки, на попону слоненку или ослику.
Для изготовления помпона (рис. 19) потребуется картон, цветные нитки (шерстяные или мулине).
Из картона вырежьте прямоугольник или квадрат. Его ширина и длина будут определять размер помпона.

На картон плот но и равномерно намотайте нитки (рис. 19, а). Аккуратно снимите их п перевяжите моточек длинной ниткой. Этой же ниткой вы будете крепить помпон к изделию. Возьмите ножницы и разрежьте нитки с одной п другой стороны по краю (рис. 19. б). Если поверхность помпона получится неровной, то подровняйте ее ножницами (рис. 19, в).
Намотав на картон нитки разных цветов, вы можете сделать многоцветный помпон.
Тем же способом, изменяя размеры картона и количество намотанной нити, вы можете делать волосы куклам, гриву и хвосты животным и птицам.

Авторы: В.И. Петухова и Е.Н. Ширшикова «Мягкая игрушка»

Комментарии0