Учимся вышивать шедевры крестиком

вышивка шедевров крестиком

МАТЕРИАЛЫ

Ткани с равномерным переплетением. Такие ткани лучше всего подходят для вышивания крестом, поскольку равномерно переплетенные нити создают основу для крестиков одинакового размера, размещенных ровными рядами. На каждый дюйм (2,5 см) такой ткани приходится одинаковое количество ниток основы и утка; такие ткани могут быть льняными (они самые дорогие), хлопчатобумажными или смесовыми, то есть могут содержать синтетические волокна, например полиэстровые.
Количество нитей на единицу площади называется счетом (или номером). Наиболее популярны нитки № 28 и № 36, в которых на каждые 2,5 см ткани приходится 28 или 36 нитей. Обычно крестиком вышивают по двум нитям: это означает, что при вышивании по ткани № 28 на каждые 2,5 см ткани у вас будет приходиться 14 стежков.

Ткань Aida. Самая популярная ткань с равномерным переплетением для вышивания крестиком -хлопчатобумажная Aida, которая выглядит не так, как традиционные ткани, описанные выше. В Aida нитки сгруппированы вместе и образуют характерные квадраты, на которых вышивают крестики. Эти квадраты легко считать, поэтому ткань особенно подходит для начинающих рукодельниц.
Aida выпускается с разными номерами, самая распространенная - № 14, то есть на 2,5 см ткани приходится 14 квадратов. Иными словами, на каждых 2,5 см ткани можно уместить 14 стежков. На ткани Aida № 11 стежки крупнее, на № 16 или №18-мельче.

Ленты с равномерным переплетением. Узкие ленты, предназначенные специально для вышивания крестиком, продаются метрами, могут быть различной ширины и пригодятся для отделки штор, полотенец, одежды, а также для вышивания таких мелких изделий, как закладки или ароматизированные саше. Центральная часть ленты сделана или из льна, или из Aida, а края представляют собой декоративную тесьму. Обычно на каждые 2,5 см такой ленты приходится 14 квадратов (Aida) или 28 нитей (другие ткани).

Нитки. Мулине - самые подходящие нитки для вышивания крестиком, ими вышиты все модели в этой книге. Выпускаются мулине самых разных цветов и оттенков, они продаются небольшим мотками, каждая нить в них состоит из шести свободно сложенных вместе нитей, поэтому можно вышивать в несколько сложений. Как правило, по ткани Aida № 14 вышивают в два сложения, как и по ткани с равномерным переплетением № 28. Количество сложений указано для каждой модели. Длина нитки не должна превышать 38 см, чтобы она не путалась. Разделите одну нить на несколько ниточек, затем сложите во столько раз, во сколько понадобится.

Металлизированные нитки. Эти нитки придают блеск вышивке крестиком. Для таких ниток нужна гобеленовая игла с достаточно широким ушком, в противном случае нитка начнет распускаться и станет неровной. Металлизированная нитка должна быть короче обычной. Если вам трудно вдеть ее в иглу, отрежьте полоску тонкой бумаги, такую узкую, чтобы продеть ее в ушко, затем сложите пополам по ширине.
Заложите кончик нитки в сложенную бумагу и просуньте ее вместе с бумагой в игольное ушко. Вышивая металлизированными нитками, тщательно закрепляйте концы и никогда не начинайте стежок с узелка: большинство металлизированных ниток довольно пружинистые, узелок со временем наверняка распустится.

Хранение ниток

Прежде чем приступить к работе, полезно разместить нитки, особенно если вы работаете с несколькими цветами и оттенками. Отрежьте длинную полосу жесткого картона шириной 10 см и дыроколом пробейте в ней отверстия на расстоянии 2,5 см от одного конца. Надо пробить по одному отверстию для каждого цвета, используемого для работы. Разделите каждый моток на удобные по длине нитки, отрежьте полосу картона длиной 38 см и намотайте на нее нитки, чтобы затем понемногу отрезать их. Протащите через отверстия по одной нитке каждого цвета, чтобы получилось нечто вроде бахромы, надпишите номер цвета и соответствующий символ на схеме.

Иголки. Иголки бывают разными по размеру: от самых толстых (небольшие номера) до тоненьких (большие номера). Гобеленовые иголки идеально подходят для работы с тканями с равномерным переплетением, поскольку тупой кончик легко проходит через ткань, не разрывая и не деформируя нитки. Самые подходящие размеры иголок для вышивания крестиком - № 26 и № 28.

Пяльцы и рамки для вышивания. Вышивая любые рисунки, кроме самых маленьких, надевайте ткань на круглые пяльцы или прямоугольную рамку: стежки будут более аккуратными и ровными.

картина вышитая крестиком

Вышивание на пяльцах

Пяльцы для вышивания могут иметь разные размеры. Они состоят из двух обручей, вставленных один в другой. Ткань закладывается между двумя обручами и зажимается с помощью винта. Преимущество пялец состоит в том, что ткань в них можно передвигать по мере вышивания рисунка.
Чтобы натянуть ткань на пяльцы, сначала обшейте меньший обруч (без винта) тонкой лентой, чтобы ткань не выскальзывала и не провисала при работе. Кроме того, обшитый обруч не портит ткань. Ослабьте винт, затем расправьте ткань лицевой стороной вверх, положите ее поверх меньшего обруча и наденьте на него сверху больший. Слегка подтяните винт, расправьте ткань, чтобы она была натянута равномерно, придерживая большой обруч на маленьком. Старайтесь не натягивать ткань слишком туго, следите, чтобы форма квадратов и переплетения не исказилась. Полностью затяните винт.
Работая над большой вышивкой, передвигайте ткань на пяльцах по мере вышивания отдельных участков. Уже готовую вышивку прикрывайте белой салфеткой; прорывайте салфетку в том месте, которое предстоит вышить.

рамка для вышивки

Вышивание на рамке

Прямоугольные рамки тоже имеют разные размеры и состоят из прямых деревянных планок, соединяющихся в рамку. Ткань крепится к рамке с помощью кнопок. В отличие от пялец на рамке ткань нельзя передвигать, поэтому подбирайте рамку правильно, иначе на ткани будут заметны следы от кнопок.
Сначала прикрепите по краям лоскута полосы ленты шириной 2,3 см. Соберите рамку, приколите ткань к рамке кнопками, следя, чтобы долевая нить оставалась прямой.

НАЧАЛО ВЫШИВКИ

Не завязывайте узелок на конце нитки: с лицевой стороны он будет просматриваться как некрасивый бугорок. Мало того, он может распуститься, и тогда распустится часть вышивки. Вместо этого выведите иглу наизнанку вплотную к будущему стежку и оставьте 5 см нитки на лицевой стороне. Закончив вышивать, вденьте в иголку свободный конец нитки, уведите его наизнанку и протяните под группой стежков.
Вышивая в две нитки, можно начать с петли. Для этого отрежьте две нитки, сложите вдвое и проденьте кончики в ушко иглы. На другом конце образуется петля. Проведите нитку через ткань у места начала первого стежка, продерните нитку через ткань, оставив петлю на изнаночной стороне. Сделайте первый стежок, затем уведите иглу наизнанку, протяните через петлю и туго затяните, чтобы закрепить.

Закрепление нитки

Закончив вышивать одной ниткой, уведите иголку наизнанку. Пропустите иголку через несколько последних стежков, слегка потяните и обрежьте нитку вплотную к ткани. Не поддавайтесь искушению и не протягивайте нитку до следующего вышитого участка: нитка будет просвечивать через ткань. Лучше всего после завершения каждой группы стежков закреплять нитку.

приемы вышивки крестиком

ПРИЕМЫ ВЫШИВАНИЯ

Крест. Первый метод, описанный ниже, подойдет для вышивания отдельных стежков и небольших групп. Вторым методом вышивайте большие группы. Следите, чтобы верхний стежок креста везде был наклонен в одну сторону.
Если вы левша, проще следовать схемам, положив книгу перед зеркалом и выполняя стежки, отраженные в нем.

Вышивание отдельных крестов. Двигайтесь слева направо, вышивайте первый наклонный стежок креста с верхнего левого до нижнего правого угла клетки. Завершите крест, положив второй стежок от верхнего правого угла до нижнего левого. Повторяйте, сколько понадобится, но следите, чтобы все верхние стежки были направлены в одну сторону.

Вышивание крестов рядами. Каждый ряд крестов вышивается двумя горизонтальными «проходами». При первом проходе работа ведется справа налево, получается ряд диагональных стежков с одинаковым наклоном.
В конце ряда поверните и двигайтесь в обратном направлении, заканчивая крестики. Следующий ряд вышивайте под первым и повторяйте до тех пор, пока не вышьете группу крестов.

Вышивание обособленных крестов. Отдельные кресты иногда расположены обособленно от других, тянуть до них нитку по изнанке ткани неудобно. Вместо обычных двух нитей вденьте в иглу нить в одно сложение. Закрепите конец нитки под несколькими стежками, затем выведите ее на лицевую сторону. Вышейте первую диагональ дважды в одну нить, а затем вторую тем же способом. Закрепите нитку наизнанке, проведя ее к противоположной стороне стежка, с которой вы начинали.

Полукрест. Можно действовать тем же методом, что и при вышивании рядов, но делать лишь один проход. Такие стежки быстро покрывают большие участки ткани.

Частичные крестики. Большие участки, вышитые крестиками одного цвета, часто выглядят слишком «угловатыми», особенно ступенчатые края. Если вышивать частичные крестики, края получаются более сглаженными. Таким способом удобно добавлять мелкие детали, особенно на небольших рисунках.
Четверть крестика можно вышить, выведя иголку в углу квадрата и снова уведя ее наизнанку в центре квадрата. Три четверти крестика - это один полный диагональный стежок и половина второго.
Если на схеме квадрат поделен пополам и в нем указано два цвета, вышивайте по четверти стежка каждого, а затем полный диагональный стежок преобладающего цвета.

Стежок «назад иголку». Сделайте первый стежок слева направо, с правого края ряда. Выведите иголку слева от первого стежка и сделайте еще один короткий стежок, выведя иголку слева от предыдущего. Повторяйте, вышивая ряд стежков. Стежки «назад иголку» могут быть вертикальными, горизонтальными или диагональными и покрывать один или несколько квадратов схемы.

Рабочие рекомендации

Выполняя несколько простых рекомендаций, вы сумеете сохранить вышивку чистой и опрятной. Ничто не портит работу так, как отпечатки пальцев или ткань, истертая о края пялец.
Всегда тщательно мойте руки перед тем, как сесть вышивать, а также несколько раз во время работы. Не пользуйтесь кремом для рук, когда вышиваете, поскольку следы крема наверняка останутся на ткани. Но в некоторых случаях крем смягчает кожу и упрощает работу, особенно с шелковыми нитками.
Старайтесь не заниматься вышиванием в темной одежде, которая собирает на себя мелкие остатки ниток. Хуже всего пушистые шерстяные или мохеровые джемперы: тонкие волоски от них попадают под стежки. На вышивке также скапливается кошачья и собачья шерсть. Чтобы избавиться от нее, осторожно проведите по поверхности вышивки липкой лентой, намотанной на руку липкой стороной наружу.
Храните нитки и незаконченные работы в чистом, темном и сухом месте. Идеальный футляр - старая, хорошо выстиранная белая хлопчатобумажная наволочка. Если вы храните работы в бумажном или полиэтиленовом пакете, все равно заворачивайте их в белую салфетку. Остатки ниток бережно храните на случай, если вам понадобится восстанавливать истертые или распустившиеся стежки или же добавлять лишний мотив, чтобы прикрыть пятно. Можно купить картонные бобины, чтобы наматывать на них остатки ниток, или самим вырезать их из тонкого картона. Помечайте марку ниток и номер тона на каждой бобине, складывайте бобины в конверт с названием работы и датой завершения, храните в сухом месте.
Оформление работы

ОСНОВНЫЕ ШВЕЙНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Для выполнения моделей из этой книги вам понадобятся основные швейные принадлежности, а в некоторых случаях - швейная машинка.
• Ножницы для обрезания ниток
• Сантиметр
• Швейные иглы
• Булавки
• Нитки для наметки

ШВЫ И ПОДГИБЫ

Швы лучше всего прострачивать на швейной машинке. Подгибы можно прошивать на машинке или вручную, как вам больше нравится, но машинные швы лучше смотрятся на столовом белье, которое наверняка понадобится часто стирать. Соединяйте края деталей вручную потайными стежками.

подшиваем вручную

Подшивание вручную

Аккуратно подшитый край ткани почти незаметен на лицевой стороне. Вначале закрепите нитку и двигайтесь справа налево. Выводите нитку из подгиба и делайте наклонный стежок, прихватывая одну-две нитки ткани с лицевой стороны и немного сгиба, а затем снова вводите нитку. Старайтесь не слишком затягивать стежки, чтобы ткань не морщилась.

Потайные стежки

Эти почти невидимые стежки предназначены для соединения двух сгибов по краю ткани, например при зашивании отверстия наволочки или подушечки для булавок. Закрепите нитку внутри одного подгиба и двигайтесь справа налево. Выводите иголку из сгиба и прихватывайте край второй детали. Проводите иголку через сгиб примерно на 6 мм.

ОБРАМЛЕНИЕ КАРТИН

Картины, вышитые крестом, лучше всего прятать под стекло, чтобы их не портили пыль и грязь. Прикрепите готовую вышивку к неокисляющейся крепежной панели (см. далее), затем либо прикладывайте к ней панель с прорезью, либо окружайте вышивку узкими полосками картона, чтобы слегка приподнять стекло. В противном случае оно примнет стежки. Можно купить рамки с прорезями разных размеров и цветов, можно вырезать их самостоятельно из плотного картона. Необходимо поэкспериментировать с материалами нескольких цветов, чтобы найти наиболее подходящий.

как обрамлять картину

Чтобы закрепить и обрамить картину, вышитую крестиком, вам понадобится:
• лист белого картона или пенопласта размерами чуть меньше рамки для картины
• нитка для обметывания петель или тонкие нитки для вязания крючком
• большая игла с широким ушком
• булавки со стеклянными головками
• полосы картона или панель с прорезью
• рама для картины
• гвоздики для рам
• лента или липкая бумага

Выстирайте и отгладьте готовую вышивку. Расположите вышивку по центру крепежной панели, изнанкой к панели. Подверните верх ткани, проверьте, как располагается на вышивке прорезь в картонной панели (А).
Закрепите сгибы булавками, втыкая их в край картона. Повторите то же самое с нижним краем, следя, чтобы долевые нити ткани оставались прямыми (В). Длинной ниткой для обметывания петель и большой иглой сделайте длинные стежки, соединяющие противоположные края ткани. Начните с верхнего левого угла. По мере продвижения по краям ткани убирайте булавки. Закрепите нитку в начальной точке, подтяните каждый стежок. Закрепите конец нитки за сам стежок (С).
Повторите то же самое с двумя оставшимися краями ткани, аккуратно складывая их на уголках.
Разместите стекло, панель с прорезью или полосы картона, пришитую картину и заднюю панель именно в таком порядке (D).
Сколотите все слои гвоздиками. Липкой лентой или бумагой заделайте щель между задней панелью и рамкой, чтобы туда не забивались пыль и грязь. Ленту или бумагу понадобится периодически обновлять.

Уход

После завершения вышивки за ней понадобится ухаживать, чтобы плоды ваших трудов сохранились надолго.
Если вы не пользуетесь столовым бельем и полотенцами с вышивкой, аккуратно храните их (см. ниже). Возьмите за правило выводить пятна сразу после их появления и зашивать дыры перед стиркой. Если вышивка сделана нитками с нестойкой окраской, отдавайте ее в чистку.
Кроме пыли и грязи, худшие враги вышивки - прямые солнечные лучи и яркий искусственный свет: от того и другого краски выцветают, волокна теряют прочность. От тепла нитки и ткань становятся ломкими, а от сырости гниют. Продуманно размещайте картины в рамах, не выставляйте их на яркий свет, где они обязательно потускнеют, держите подальше от каминов и батарей отопления, а также от сырых комнат - таких, как ванные и кухни.
Если вы пользуетесь качественными нитками и тканями, ваша работа вполне может стать фамильной реликвией, следовательно, обращаться с ней надо бережно, чтобы она радовала глаз и сейчас, и в будущем. Не забывайте подписывать работы и ставить даты завершения.

Стирка и глажка

Такие вышитые вещи, как столовое белье и наволочки, которые не просто выставляют напоказ, а используют, время от времени приходится стирать. Бережно стирайте их вручную в не очень горячей воде, пользуясь не слишком сильнодействующими моющими средствами. Большинство специальных шампуней для ткани идеально подходят для вышивки, но их необходимо проверить: в некоторых случаях вещества, придающие цветам яркость, вызывают выцветание ниток. Тщательно прополаскивайте вышивку несколько раз в теплой воде, затем заворачивайте в чистое полотенце и аккуратно отжимайте. Расправьте вышивку и разложите сушиться вдали от прямых солнечных лучей.
Пользуясь вышитым столовым бельем, сразу промокайте пятна от пролитых жидкостей туалетной бумагой или салфетками, а затем смывайте под струей теплой воды. Попавшую на белье пищу снимите, пятно от нее промокните бумагой и смойте. Стойкие пятна выводите специальными средствами, предварительно опробовав их на небольшом лоскутке ткани. Можно обратиться за советом в химчистку. Обрабатывая пятна, помните, что лучше несколько раз применить слабый пятновыводитель, чем воспользоваться сильным, который попортит нитки и ткань.
Гладить вышивки следует, пока они еще влажные. Положите на гладильную доску пару чистых старых полотенец, на них разложите вышивку изнанкой вверх. Прикройте вышивку чистой белой тканью, например старой простыней. Установите температуру, соответствующую ткани: например, лен гладьте при температуре, подходящей для льна. Для ткани Aida и хлопка температура должна быть чуть ниже, для синтетики, например дамасской Aida из хлопка с вискозой, еще ниже. Гладьте вышивку бережно, чтобы стежки не расплющились. Старомодное подкрахмаливание придает приятную свежесть столовому белью, но при этом важно не оплавить крахмал слишком горячим утюгом.

Хранение готовых работ

Прежде чем убрать законченную работу, убедитесь, что она чистая и сухая. Старайтесь не хранить ткани подолгу в полиэтиленовых пакетах: статическое электричество притягивает к ним грязь и пыль, портящие вышивку. В запечатанных пакетах натуральные волокна, такие, как хлопок и лен, «не дышат», в итоге на них появляется плесень, волокна гниют и теряют прочность. Лучше всего хранить небольшие работы между листами белой бумаги, не содержащей кислот. Большие работы обворачивайте вокруг картонных трубок, перекладывая слоями белой бумаги. Слишком большие картины можно свободно сложить, перекладывая бумагой, следя, чтобы на ткани не образовывались складки. Все вышивки храните в отдельных мешочках из ткани в шкафу, гардеробе или другом темном и сухом месте, где нет моли. Небольшие мешочки с сушеной лавандой придают вышивке приятный запах и отпугивают моль. Регулярно пересматривайте работы и перекладывайте их - таким образом тоже удается отпугнуть моль.

Джен Итон "Вышивка крестом"

Комментарии0