На рассвете XXI столетия наша планета все еще бесконечно разнообразна. От полярных льдов до знойного жара тропиков флора и фауна, птицы и насекомые предоставляют для вышивки захватывающие дух возможности. В то же время нити Интернета, видеокоммуникаций и спутниковых технологий, связав мир воедино, принесли знания о нем в каждый дом. Художникам и вышивальщицам стали доступны любые первоисточники и результаты исследований. Мастера прошлых веков могли об этом только мечтать.
Работа с текстилем сегодня — это путь в неизведанное, путешествие по всем граням современной жизни в мире, подверженном влиянию прошлого, принимающем вызовы настоящего и вдохновляемом обещаниями будущего. Творчество должно рождаться из окружающего нас мира, из культурных традиций различных цивилизаций, высот мирового литературного наследия и глубин человеческого воображения. Оно должно зависеть также от личного жизненного опыта. Для истолкования окружающего нас мира сегодня мы можем использовать знания человечества от древних эпох до современности, нас могут вдохновлять образцы различных направлений в искусстве — от примитивных наскальных рисунков неолита до созданных передовыми технологиями голограмм или лазерных изображений.
Одновременно с публикацией этой книги я отпраздновала двадцать один год своей работы в моем собственном мире вышивки — свыше двух десятилетий, в течение которых искусство работы с текстилем далеко продвинулось по направлению к признанию или, может быть, точнее, к тому, чтобы однажды занять выдающееся место на вершине прикладных искусств. На значимость стиля Opus Anglicanum («Английская работа»), распространенного с англосаксонских времен и до Средних веков, указывает чрезвычайная простота его названия. В настоящее время понятие «вышивка» имеет множество смыслов: от успокаивающего, равномерного прокладывания стежков до подгоняющих мысли и пробуждающих фантазии, часто достигающей поразительных эффектов машинной вышивки.
Подходя критически, однако, мы никогда не должны забывать, что по определению вышивка — это украшение ткани наложением другой нити. Декоративные элементы усиливают эффект, выбор фоновой ткани расширяет возможности, но в конце концов именно стежки решают все. Разнообразие их языка бесконечно, в нем эхо отдаленного прошлого и шепот далекого будущего. Выбрать свое истолкование их голосов в настоящем — это и есть наша задача.
Естественный мир цветов и листьев, птиц, бабочек и животных традиционно был связан с вышивкой. Смена времен года, отображенная в блеске мотков шелка, сверкание солнечного света и мороз, подчеркнутые тонкими металлизированными нитями, матовый отлив чистого хлопка — за столетия развития искусством вышивания пройден путь от стилизованных декоративных украшений (см. ил. 6) до наглядных реалистичных этюдов (см. ил 7.).
В XVI столетии, когда Новый Свет начал раскрывать свои секреты поколению скептиков, на вышивках появились фантастические птицы и животные вновь открытых территорий. Только один шаг отделял бестиарии от пологов у кроватей или драпировок на стене — об этом красноречиво свидетельствуют знаменитые драпировки, созданные Марией, Королевой Шотландской, или Бесс Хардвик (см. рис. 1). В наш век благодаря революционному прорыву в области коммуникаций, развитию технических приемов фотографирования и стремлению описать и понять всю сложность и многообразие жизни на Земле раскрываются новые потрясающие и иногда жестокие облики красоты.
Мир дикой природы продолжает хранить свои тайны и преподносит нам множество загадок. В глубочайших впадинах великих океанов все еще обнаруживаются ранее не описанные виды; не до конца разгаданы секреты многих животных и насекомых, живущих в полумраке дождливых лесов. И новые незнакомые растения, и давно известные экзотические любимцы орхидеи и кактусы могут быть воплощены на холсте благодаря возможностям современной вышивки в соответствии с замыслом вышивальщицы. Если когда-то примитивные изображения слонов и леопардов переносили с безыскусных гравюр на канву, то теперь мы можем использовать мгновенный снимок, чтобы на шелке со временными искусственными волокнами передать переливчатый блеск колибри и сверкание тигриных глаз.
В течение столетий народы и цивилизации всей планеты создавали потрясающие изображения своих дворцов и храмов, образцов культурного наследия и культовых предметов.
Ткани, сотканные, украшенные и вышитые, способны выдержать испытания временем. Они становятся для нас бесценным источником информации об этих иногда разрушенных и забытых, а иногда благополучных, процветающих мирах. Идеи и изображения, воплощенные в вышивках, позволяют воссоздать как стили и технические приемы тех стран, в которых вышивки были выполнены, так и непосредственно сами идеи.
В «улавливателе сновидений» аборигенов Северной Америки объединены образы перьев и паутины (см. ил. 4 и 8). Мы можем развивать их идеи, вносить дополнительные детали в их фантазии или, наоборот, концентрируя мысль, пытаться выразить самую суть. Тадж-Махал стал вечным памятником романтической любви, и мы постараемся использовать красоту его архитектуры, чтобы рассмотреть новые аспекты вышивки — холодный отсвет водной глади и пыльные дороги знойной Индии.
Детям никогда не надоедает слушать любимые волшебные сказки. Истории для взрослых, изложенные языком прозы и поэзии, драматургии и музыки, удовлетворяют вечные потребности людей в занимательных сюжетах о жизни им подобных.
Языком вышивки тоже можно рассказать о происходящих событиях. Изображения на тканях, найденные в кораблях-захоронениях викингов, так же как и картины на стенах в гробницах фараонов, связаны последовательно и энергично развивающимся сюжетом. Вышитые драпировки Средних веков или большие полотна эпохи Возрождения повествуют о событиях своего времени и пересказывают древние сказки.
Современные вышивки не менее разнообразны и выразительны. И широкий, словно нарисованный крупными мазками, и маленький искусно вышитый пейзажи (см. ил. 10) способны как по волшебству вызвать в воображении картины счастливого детства, воспоминания о любимых исхоженных местах и совместных с друзьями приключениях в юности. В сочетании энергичного импрессионистского размаха и изящных, глубоко личных подробностей проявляется истинное своеобразие личности вышивальщицы, выражающей собственное видение мира своим удивительно эмоциональным искусством.
Часто, чтобы поверить в фантазию, нужно просто «отстранить неверие». Миры, созданные воображением — Шангри-Ла, Средизе-мье, Горменгаст, — открывают нам новые, ошеломляющие перспективы. В таких местах не существует иных ограничений, кроме границ нашего вдохновения. Мы вступаем в эпоху Водолея, космические путешествия становятся реальностью, и, несомненно, появляется возможность изучения иных миров. Благодаря материалам и приспособлениям, имеющимся в настоящее время в распоряжении вышивальщиц, внеземные фантазии, детали «внутреннего космоса» и вообще новый образ мышления можно воплотить в мерцающих и просвечивающих трехмерных образах. В заключительных главах этой книги, экспериментируя и раздвигая границы мира вышивки, мы совершим смелый, решительный шаг в будущее, опираясь при этом на традиции, чтобы сохранить главное в древнем искусстве.
Эта книга, возможно, самая личная книга из всех, что я написала: коллекция изображений отражает тот мир, который я вижу через ушко моей иглы.
Автор: Хелен Стивенс "Изысканная вышивка гладью"