Учимся шить мягкие игрушки (часть 1)

шьем мягкие игрушки

1. ПОЛУОБЪЕМНАЯ ИГРУШКА

В этом разделе вы познакомитесь с изготовлением полуобъемной игрушки. Чтобы лучше понять, что она из себя представляет, мы расскажем о нескольких видах мягкой игрушки. Существуют плоские, полуобъемные и объемные модели.
Плоские имеют единую форму - основу-каркас из картона или поролона (рис. 1). Это делает игрушку статичной — неподвижной. Оформляют такие изделия вышивкой и аппликацией.
Объемные модели сделаны из нескольких деталей, каждая из которых заполняется набивочным материалом. Они имеют вытачки, различные вшивные элементы, создающие дополнительный объем. - брюшко, лоб, подбородок, всевозможные клинья и др. Объемную игрушку легко сделать подвижной. Достаточно воспользоваться проволочным каркасом или изготовить шарнирное соединение с помощью пуговиц, резинок, контактной ленты («липучки») и т.п.

как шить полуобъемную игрушку

Полуобъемные модели хотя и состоят из отдельных деталей, но не имеют элементов, влияющих на объем. Все детали раегюлагаютси в плоскости, а рельефность достигается за счет наложения одних частей игрушки на другие. Таким образом, при пошиве этих моделей используют технологию изготовления плоских и объемных игрушек.
Представленные в этом разделе изделия выполнены в стиле «сувенир-миниатюра». Они могут стать и оригинальным подарком, и игрушкой, украшающей новогоднюю елку, и элементом интерьера (например, коврик-панно над детской кроваткой).
Технология и приемы выполнения изделий одинаковы, поэтому начинать работу можно с любого из них.

1.1. МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

Для работы вам потребуются лоскуты драпа, меха, фетра, сукна, трикотажа, капрона, байки, ситца, плюша, бархата, искусственной кожи, замши, ворсолана, поролона, флизелина и др. Можно использовать и старые вещи, но предварительно их следует привести в порядок: постирать, почистить, отутюжить ткань, расчесать мех.
Для набивки полуобъемной игрушки лучше всего использовать различные виды синтепона - плотный, тканый и рыхлый, как вата. Можно набивать и отходами меха, капрона, поролона, но кусочки должны быть очень мелкими.
Поролон хорошо подходит для основы-каркаса в игрушках большого размера и крупных деталях. Иногда он удобен для создания рельефных аппликаций при оформлении изделия.
Кроме основных, потребуются и дополнительные отделочные материалы: кружево, тесьма, сутаж, всевозможные шнуры, моноволокно (кукольные волосы), пуговицы, блестки, бисер, бусины, стеклярус и другая фурнитура.
Проверьте, есть ли у вас необходимые инструменты:

- наборы швейных и вышивальных игл;
- нитки разных цветов для пошива (хлопчатобумажные и с добавлением синтетики) и для декоративного оформления игрушек (мулине, ирис, шелк, шерстяная пряжа, люрекс и др.);
- ножницы средних размеров с режущими кончиками для ткани и меха; для бумаги и картона лучше иметь отдельные ножницы, а маленькие маникюрные понадобятся при вырезании деталей с сильно изогнутыми фигурными линиями (кончики лапок, пальцы, украшения, аппликации);
- пинцет и палочки для набивки игрушки;
- проволока для каркаса (медная — прочнее, алюминиевая — быстро ломается):
- наперсток, соответствующий толщине среднего пальца;
- карандаши, шариковые ручки, портняжные мелки, ластик, ватман, картон, миллиметровая и копировальная бумаги, калька, клей ПВА (для любых тканей), клей «Момент» (для синтетических).

1.2. РАБОТА С ВЫКРОЙКАМИ

как работать с выкройкой

Наши выкройки можно использовать в натуральную величину. Для этого переведите их на кальку, а с нее — на картон через копировальную бумагу. На каждую деталь выкройки перенесите все обозначения: название, количество. точки соединения с другими деталями, стрелки, указывающие направление ворса. Будьте особенно внимательны при раскрое зеркальных правых и левых деталей.
Если вам нужно увеличить или уменьшить выкройку, то возьмите лист миллиметровой бумаги, разметьте его соответственно на большие или малые квадраты и перерисуйте детали выкройки, сохраняя в каждом квадрате свой фрагмент рисунка (рис. 2).

1.3. ПОДБОР МАТЕРИАЛОВ

Основными материалами для изготовления полуобъемных игрушек являются драп, сукно и другие ткани с неосыпаюшимися краями. Из них лучше всего делать крупные детали — туловище, голову, лапы.
Из ярких кусочков фетра, которые только кажутся плотными, а на самом деле легко прокалываются иглой, хорошо получаются клювы, гребешки, ступни, уши и другие мелкие. но важные детали.
Из кримпленовых, трикотажных и байковых кусочков можно выполнять головки человечкам. Эти ткани подходят для накладок, щечек, удлиненных деталей - ручек, ножек, лапок, хвостов. Хорошо использовать их в работе с рельефными аппликациями.
Шелк, сатин, ситец и другие ткани этого типа немного сложны в обработке из-за осыпающихся краев. Но при умелом подходе можно использовать и их — для изготовления одежды, украшений и элементов аппликаций.
Яркие и блестящие капроновые ткани достаточно жесткие и поэтому хорошо сохраняют придаваемую им форму. Они применяются для декоративного оформления хвостов рыбок и птиц, деталей одежды (жабо, воротнички. бантики, юбочки, платьица для кукол-человечков).
Искусственный мех с длинным и коротким ворсом используется для украшения игрушек. Щечки, грудки, ушки, чубчики и кончики хвостов можно делать из этого материала. В некоторых случаях, для придания четкой формы деталям, мех подстригают.
Синтепон применяется для изготовления облаков, а также для набивки деталей. При необходимости его можно легко покрасить в нужный цвет. Из мелких кусочков цветного синтепона делают губы, накладки, уши. под-глазники и др.
Флизелин используют для придания формы деталям из легких тонких тканей (ситец, сатин, шелк, трикотаж). Если флизелин имеет клеящую основу, то его применяют для закрепления плоских аппликаций.
Поролон может понадобиться при работе с крупными формами полуобъемной игрушки. Из него хорошо получается основа-каркас для туловища, головы и рельефных аппликаций. Очень мелкие кусочки поролона пригодятся для набивки.
Из искусственной кожи и замши лучше кроить носы, копытца, рожки, коготки, ошейники, уздечки и другие детали. Выразительные глаза получаются из синтетической клеенки от надувных игрушек, обложек книг, дневников и блокнотов. Удобно работать с новыми современными материалами - самоклеящейся пленкой, блестящей бумагой, фольгой. Из них вырезают большие и маленькие декоративные звездочки.
Для волос, грив, хвостов и челочек лучше использовать шерстяные и шелковые нити, пряжу, ирис, моноволокно — волосы от старых кукол. Этот материал легко можно привести в порядок: достаточно его постирать, расчесать и завить с помощью электрощипцов.

1.4. ОКРАШИВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ

Для придания тканям нужного цвета используют химические и природные красители. Химические подходят для разных видов тканей из натуральных, синтетических или смешанных волокон. А природными красителями лучше окрашивать материалы из натуральных волокон — хлопчатобумажные, льняные. шерстяные.
От свойств материалов и красителей зависят цвет, опенок и равномерность окраски. Поэтому сначала в небольшом количестве раствора покрасьте 2—3 кусочка ткани. Убедившись. что получился нужный цвет и краска легла ровно, приступайте к окрашиванию остального материала.
Химические красители можно купить в хозяйственном магазине, но если у вас нет такой возможности, то воспользуйтесь обыкновенной гуашью, анилиновыми красками, тушью, марганцовкой, зеленкой и другими красящими веществами.
При изготовлении наших моделей понадобится цветной синтепон для облаков и мелких деталей (ушки, накладки, подглазники, щечки, кончики лапок). Для окрашивания синтепона подходит химическая краска «Фантазия». Она бывает различных цветов и дает нежные опенки. Но можно использовать гуашь или анилиновые краски, разведя их в теплой воде (чем больше краски, тем ярче цвет) и добавив ложку уксусной кислоты. Раствора делайте столько, сколько нужно для окрашивания всех кусочков. Затем слегка отожмите их, прополощите в теплой воде и повесьте сушить.
Растворы гуаши и анилиновых красок придают синтепону яркие, насыщенные тона и оттенки.
Акварельные краски относятся к «прозрачным» и слабо окрашивают ткань или вообще не дают цвета.
Нежные сиреневые оттенки можно получить. используя жидкие фиолетовые чернила (способ окрашивания тот же). Зеленые, синие и красные чернила, как и акварель, дают очень бледные цвета или не красят совсем.
В темно-кофейные и коричневые цвета синтепон окрашивается в растворе марганцовки: достаточно бросить в воду несколько кристаллов порошка.
Бывает так, что в одном и том же растворе разные кусочки синтепона приобретают темные и светлые оттенки или окрашиваются пятнами. Если краска легла неровно — не расстраивайтесь, кусочек может пригодиться для мелких деталей игрушки.
В качестве природных красителей применяют отвары из листьев, плодов, стеблей, коры и корней растений.
Из сухих листьев березы можно приготовить краситель желтого и бежевого цвета, из обычной луковой шелухи - красновато-желтый. из еловых шишек и чая — различные оттенки коричневого.
Готовят отвар следующим образом. В эмалированную посуду помещают измельченные части растения, заливают холодной водой и настаивают в течение суток. Затем кипятят 15-20 мин, отвар процеживают и добавляют немного закрепителя (уксус, муравьиную кислоту. рассол квашеной капусты, березовую золу, квасцы, медный купорос и др.) В готовый раствор укладывают окрашиваемую ткань и кипятят 10-15 мин. В зависимости от насыщенности раствора, применения различных закрепителей и времени кипячения можно получить разную окраску тканей.

1.5. ОБРАБОТКА ТКАНЕЙ С ОСЫПАЮЩИМИСЯ КРАЯМИ. ПРИДАНИЕ TKAНЯМ ЖЕСТКОСТИ

Способы обработки тканей с осыпающимися краями зависят от типа волокна, из которого сделан материал.
Так. например, края капроновых и других синтетических тканей (плащевка, некоторые виды трикотажа и т.п.) легко обработать, используя пламя свечи. Поднесите материал к огню и слегка оплавьте края вырезанной детали. Но чтобы не испортить материал, потренируйтесь сначала на небольшом его кусочке.
К другим способам обработки осыпающихся краев с одновременным приданием ткани жесткости относятся крахмаление, закрепление с помощью желатина или клея ПВА.
Для получения раствора средней фиксации необходимо в небольшом количестве воды развести 1,5—2 чайные ложки картофельного или кукурузного крахмала, постепенно влить его в 1 л кипящей воды и размешать, чтобы не было комков. Если клейстер получится недостаточно прозрачным, то на ткани могут образоваться подтеки. В приготовленном растворе замочите ткань, потом отожмите ее. расправьте и высушите, после чего разгладьте негорячим утюгом.
Для приготовления раствора сильной фиксации размешайте 50 г крахмала в 1 л холодной воды до получения крахмального молока. Затем в один стакан горячей воды добавьте 15 г буры. После охлаждения этот раствор влейте, хорошо помешивая, в крахмальное молоко. Полученной густой массой пропитайте ткань, влажной тряпочкой снимите с нее излишки крахмала и прогладьте, не высушивая.
Не следует применять картофельный крахмал для темных хлопчатобумажных тканей, так как после глаженья на них могут появиться полосы и подтеки.
Для придания тканям жесткости можно использовать раствор желатина (20-25 г на 0.5 л воды) или клея ПВА. Его разводят в теплой воде в соотношении: одна часть клея на одну или две (в зависимости от густоты клея) части воды. Ткань пропитывают этим раствором при помощи мягкой щетки или куска поролона и не отжимают. Высушенную ткань проглаживают горячим утюгом через бумагу.

1.6. ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ ИГРУШКИ

цветовая палитра

Одним из важных средств создания образа игрушки является цвет. Изделие выглядит привлекательнее, если выбранные вами материалы сочетаются друг с другом по цвету.
Каждый цвет характеризуется тоном, яркостью и насыщенностью. Цветовой тон — это цветность: красный, желтый, синий и т.д. Яркость - это степень близости к белому цвету. Поэтому самыми светлыми, а значит и яркими, будут цвета ближе к белому - розовый, желтый, голубой. Насыщенность - это степень густоты цвета.
Существует также понятие легкости и тяжести цвета. Тяжелые — это темные и насыщенные. а легкие - это светлые и яркие его оттенки.
Сочетаний цветов может быть очень много, но оии не все подходят друг к другу. Это можно увидеть, если расположить их рядом. Вот здесь и приходит на помощь цветовой круг — остроумное изобретение, помогающее увидеть все основные цвета и составить из них благоприятные сочетания.
За основу сочетания цветов в круге приняли цветовой ряд, состоящий, как и в радуге, из семи цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Цветовой круг для удобства делят на 6, 8, 12, 16 или 24 сектора, но цветовая последовательность всегда одна и та же.
Мы воспользуемся кругом из 8 секторов (рис. 3). Кроме семи цветов радуги в него входит еще и пурпурный цвет. Он располагается между фиолетовым и красным.
Цвета в круге условно разделены на «теплые», «холодные» и «пограничные». При их комбинировании используют два приема: сочетают либо контрастные цвета, либо родственные.
Примером родственного сочетания могут служить оттенки цвета любого из секторов. Рассмотрим красный сектор. Оттенков — множество: от ярко-красного до светло-розового. Все они прекрасно смотрятся, плавно переходя один в другой («раскат» или «разделение» цвета).
Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный голубой; оранжевый - синий; желтый - фиолетовый; зеленый - пурпурный. Они. оказавшись по соседству (один «теплый», а другой «холодный»), становятся более насыщенными и усиливают яркость друг друга. Контрастными цветами нужно пользоваться с большой осторожностью: в игрушке их достаточно двух, к тому же одного должно быть меньше, иначе они начнут подавлять друг друга.
Цвета соседних секторов вносят дисгармонию. и не стоит их соединять вместе, например. красный с оранжевым.
Дисгармонию можно уменьшить, используя дополнительный нейтральный цвет: между красным и оранжевым ввести немного черного, а к желтому и оранжевому добавить серый.
При выборе ткани или меха надо помнить о том, что цвет может зрительно изменить форму и величину игрушки: теплые тона несколько увеличивают предмет, а холодные — уменьшают.
Не следует располагать рядом «теплые» и «холодные» тона одного и того же цвета, например. зеленый с желтизной и зеленый с синеватым оттенком.
При изготовлении игрушки желательно подобрать три-четыре гармонирующих цвета. Все зависит от персонажа, характера, назначения игрушки, ее размера. В то же время цветовые сочетания могут быть и условные, не соответствующие какому-либо животному.

1.7. РАСКРОЙ ДЕТАЛЕЙ

уроки кроя деталиуроки шитья мягких игрушек

Подобрав материалы, из которых вы будете выполнять детали игрушки, приступайте к их раскрою. Все детали выкраивайте по долевой нити, которая проходит вдоль кромки ткани (рис. 4). Перпендикулярно ей находится нить утка.
Если в работе используются остатки материала, на которых нет кромки, то расположение нитей определяют при растягивании материала: по долевой ткань практически не тянется, а по утку - растягивается. Степень растяжения зависит от типа ткани.
Выкройку положите на изнаночную сторону материала и обведите ручкой или карандашом. Линии делайте точными и тонкими, чтобы не получилось искажений. Если детали парные, переверните выкройку «зеркально» на другую сторону и обведите ее повторно. Чтобы не запутаться, пометьте «зеркальные» детали цифрами 1 и 2 (рис. 5). Старайтесь экономнее использовать материал и располагать детали ближе друг к другу, чтобы отход-выпад был как можно меньше. Не забудьте на изнаночной стороне детали отметить все точки соединения с другими деталями, как указано на выкройке.
Детали игрушек из сукна, драпа, войлока, фетра и других материалов с неосыпающимися краями выкраивайте без припуска на швы. а из тонких тканей, например, ситца, сатина, байки и других с осыпающимися краями — с припуском в 5-7 мм.
Раскраивая мех, следите за направлением ворса, указанным стрелкой на выкройке: иначе игрушка получится невыразительной.
Мягкие и плотные ткани разрезайте, широко разводя рукоятки ножниц, тогда линии срезов получатся ровными и плавными.
Меховые детали выкраивайте кончиками ножниц, разрезая только тканевую основу, чтобы не повредить ворс.
Детали из синтепона не следует обводить ручкой. Лучше приколоть выкройку булавками к материалу, а затем, придерживая рукой, аккуратно вырезать, не задевая лекало.
Убедившись, что все детали выкроены правильно, приступайте к раскрою набивки.

1.8. ПОДГОТОВКА КРОЯ-НАБИВКИ

Полуобъемные игрушки имеют свою технологию изготовления.
Если детали объемной игрушки сначала раскраивают, сшивают, а затем набивают, то для полуобъемной игрушки кроят детали модели и набивки, потом сшивают этот многослойный крой, одновременно набивая образующиеся части игрушки.
Материал для набивки зависит от размеров игрушки и ее назначения. Если это крупное изделие (более 40 см) предназначено для украшения интерьера, то лучше использовать полотно толстого или тонкого поролона, а также его мелкую крошку, обрезки меха и мягких ворсистых тканей.
Если вы делаете небольшую игрушку от 10 до 35 см, то лучше воспользоваться флизелином, тканым и рыхлым синтепоном, кусочками капрона.
Детали полуобъемных игрушек должны держать форму, иметь четкие очертания, ровную поверхность и при этом быть мягкими и легкими. Для этого из целых лоскутов тканого синтепона или флизелина готовят крой-набивку - вырезают по 2—3 формы деталей игрушки (голова, туловище, лапы, ступни, ладошки), которые затем набивают.Мелкие кусочки тканого и рыхлого синтепона необходимы для придания объема крупным частям игрушки, а также для набивки рогов, накладок, пальцев на руках и ступнях. Для таких деталей как уши и хвост набивка не нужна.
Для мелких частей игрушек-человечков крой-основу лучше делать из флизелина или жестко накрахмаленной ткани. Тогда головы, ручки, ножки, ступни будут иметь четкую форму.
Детали кроя сложите так: на синтепоновую деталь-набивку положите деталь из флизелина или накрахмаленной ткани (расположить с лицевой стороны изделия), а сверху, с обеих сторон, — детали из ткани.
Теперь все готово к пошиву. Пинцет или палочки понадобятся для укладывания мелких кусочков набивки.
Облака лучше выполнить из цветного крашеного синтепона, тогда они получатся воздушными, мягкими и объемными. А для кроя-набивки используйте тканый синтепон. Вырежьте из него 2 детали, соответствующие размеру облака, и 2-4 детали уменьшенного кроя (каждая последующая меньше предыдущей на 3-4 мм). Сложите их так, чтобы между большими частями находились меньшие.
Готовую набивку аккуратно вложите между цветными деталями облаков, которые выкроены из крашеного синтепона. Облако готово к пошиву.

В.И. Петухова и Е.Н. Ширшикова "Мягкая игрушка"

Комментарии0