1.9. ПОШИВ И НАБИВКА ДЕТАЛЕЙ ИГРУШКИ
Для стачивания различных тканей и крепления деталей применяют следующие виды швов.
Шов «вперед иголку» (рис. 6) используется для сметывания крупных деталей игрушки, чтобы при выполнении основного шва не произошло смешения деталей. Этим же швом присборивают материал при изготовлении оборок, воротничков, жабо.
Шов «назад иголку» (рис. 7) применяется для стачивания деталей преимущественно из тканей с осыпающимися краями (ситец, сатин. шелк, байка и др.). Его выполняют с изнаночной стороны, отступив от края детали 3-5 мм.
Шов «через край» (рис. 8 ) удобен в изготовлении накладок и рельефных аппликаций (щечки, переносица на мордочке и др.).
Петельный шов (рис. 9) — основной в вашей работе. Им лучше сшивать детали из материалов с неосыпающимися краями (фетр, войлок, драп, ворсолан). Игрушки небольшого размера сшивайте с лицевой стороны, а крупные - с изнанки. Если игрушка состоит из меха или меха и ткани, то соединяйте детали с изнаночной стороны и внимательно следите за тем. чтобы мех не попадал в шов. Аккуратно выполненный петельный шов украсит ваше изделие.
Когда вы научитесь держать ритм стежка, то попробуйте шить очень мелко (ширина и глубина стежка равна 2-3 мм). При такой технике работы кажется, что детали вообще лишены швов. Конечно, для этого нужен опыт.
Шов «зигзаг» (рис. 10) чаше применяется при аппликационных работах с клеенкой, кожей и тканями, у которых не осыпаются края. Меньшую деталь накладывают на большую, и она таким образом выполняет роль украшения. Если игрушка выполнена из ткани, то этот шов удобно использовать для крепления ушек, гребешков, грив, хвостов и плавников.
Стыковочный шов (рис. 11) используют при сшивании меха с лицевой стороны и сборке игрушек (пришивание голов, лап, ушей, накладок, хвостов). Он удобен для крепления рельефных аппликаций и изготовления узких длинных деталей (хвосты, лапы). На лицевой стороне изделия шов практически незаметен.
Подпошивочный или потайной шов (рис. 12) применяют при сборке игрушек, креплении рельефных аппликаций и обработке края изделия.
При пошиве игрушки с лицевой стороны подготовленный крой деталей и набивки складывайте так. чтобы крой-набивка оказался внутри. Крупные детали вместе с кроем-набивкой лучше сметать, чтобы не произошло смешения, а затем сшить тем швом, который подходит в данном случае. Оставив небольшое отверстие, набейте готовую деталь и придайте ей нужный объем с помощью мелких кусочков синтепона, разложив их между слоями кроя-набивки. Помогайте себе пинцетом или палочкой.
Такие детали как рога, накладки, щечки сначала сшивают или стягивают, а затем кладут в них маленькие кусочки набивки.
Если у игрушки на ногах, руках или лапах есть пальчики, то именно с них и начинайте сшивать детали, сразу же подкладывая мелкие кусочки набивки, так как потом в готовую деталь будет трудно правильно уложить материал.
Детали большого размера (более 40 см) и состоящие из меха или ткани и меха сшивайте с изнаночной стороны. Затем выверните их, помогая себе палочкой или тупым концом карандаша. Не пользуйтесь при этом ножницами. пинцетом или другими острыми предметами. так как они могут порвать швы и ткань детали.
Если ваша игрушка сшита из ткани с изнаночной стороны, то. прежде чем вывернуть ее, надрежьте припуски швов в местах сильных изгибов, не доходя до линии шва 1 мм. Только в этом случае вывернутая деталь получится правильной формы.
1.10. ВЫШИВКА
Для украшения изделий используют вышивку - узор, выполненный нитками по ткани. коже или клеенке. В зависимости от вида материала, на котором производится вышивка, требуются различные нити: шелковые, мулине, ирис, штопка, шерстяная пряжа, люрекс и др. Нитка должна быть не более 40—50 см, так как слишком длинная нить при многоразовом протягивании через ткань теряет блеск, запутывается и рвется.
Для вышивания применяют различные швы, мы же познакомимся с некоторыми.
Шов «машинная строчка» (рис. 13, а) служит для обозначения контура рисунка. Выполняют его так же, как и шов «назад иголку» (см. рис, 7), но только все стежки делают одинаковыми и между ними оставляют небольшое расстояние (примерно 1 мм). Внешне этот шов напоминает машинную строчку.
Стебельчатый шов (рис. 13, б) состоит из одинаковых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Этим швом удобно выполнять элементы узора, имеющие большую длину и достаточно сложную форму.
Тамбурный шов (рис. 13, в) представляет собой ряд петель, выходящих одна из другой.
Стежки «кoзлик» (рис. 13, г) — это соединительный шов. Форма стежка крестообразная. Таким способом можно крепить детали аппликации.
Шов «крест» (рис. 13, д). У некоторых игрушек «крестом» обозначают глазки, носик или ротик. Такими стежками удобно пришивать глазки к мордочке.
Коленчатый шов или «змейка» (рис. 13, е) выполняется так: сначала прокладывают параллельные стежки одинаковой длины на равном расстоянии друг от друга, а затем соединяют их. Этим швом удобно обрабатывать край изделия.
Бисерный шов (рис. 13, ж) прокладывают по контуру вышиваемого рисунка или детали. Между обычными стежками «вперед иголку» делают небольшие узелки — «бисеринки», прокалывая иглой несколько раз одно и то же место. Чем больше проколов, тем крупнее узелок. Создается впечатление, что пришиты бисеринки или бусинки.
Петельный шов - применяется не только для стачивания деталей (рис. 13, з), но и для декоративного оформления края изделия (рис. 13, и).
Скорая гладь (рис. 14, а) применяется для узких и длинных контуров. Стежки, разные по длине, могут неплотно прилегать друг к другу.
Полугладь (рис. 14, б) используется для обработки контура рисунка, который выполнен швом «машинная строчка». Стежки в полуглади очень плотно прилегают друг к другу, образуя с внешней стороны рисунка четкую линию вышивки.
Внутри рисунка полугладь имеет разные по длине стежки.
Гладью удобно вышивать мелкие детали маленьких игрушек: глазки, носик, ротик, щечки, подушечки на ладошках, а также делать украшения в виде орнаментов (цветы, листья, шишечки).
Сначала выполняют контур рисунка с помощью шва «машинная строчка», затем вышивают одним из двух способов:
- без настила (рис. 14. в) - вышитый узор получается плоским;
- с настилом (рис. 14. г) — вышитый узор выглядит объемным, выпуклым, так как заранее делается основа для вышивки (настил) с помощью любых простых вспомогательных швов («вперед иголку», «назад иголку», тамбурного и др.).
Гладьевой валик (рис. 14, д) — вид сложной вышивки, им удобно оформлять контуры рисунков или обрабатывать края изделий. Прокладочную нить располагают по краю рисунка, сложив ее в несколько раз, чтобы получилась нужная толщина гладьевого валика. Затем эту нить пришивают к ткани короткими, частыми стежками.
Фиксирующие стежки (рис. 14, е) выполняются так же, как и гладьевой валик. Отличие состоит в том, что прокладочная нить здесь одинарная, а фиксирующие ее стежки лежат на больших равных расстояниях под углом в 90° или наклонно к основной нити.
Декоративный шнур, сутаж, ленты и тесьму разной ширины обычно пришивают по контуру рисунка для того, чтобы выделить аппликацию, оформить край изделия, украсить или скрыть швы, соединяющие детали.
В работе можно использовать люрекс -нить в виде узкой полоски блестящей пленки (покрытой фольгой или металлизированной).
Однако вышивать им непросто, так как он легко растягивается и рвется. Поэтому работать нужно недлинной нитыо, аккуратно и не прилагая усилий при ее подтягивании. Изделие, вышитое люрексом, становится более ярким и нарядным.
1.11. УКРАШЕНИЕ ИГРУШЕК
Для украшения вышивки и игрушек используют бисер, стеклярус, бусины, блестки, яркие пуговицы, а также старые ненужные бусы, заколки, серьги, цепочки и многое другое, что вы уже не носите.
Бисер — мелкие круглые цилиндрические или многогранные бусины различного цвета из стекла, металла, пластмассы и кости со сквозными отверстиями для низания.
Из бисера можно делать пальчики на ступнях человечков, обозначать носики, ноздрюшки, пупочки, украшать детали, аппликацию, вышивку.
Бусины значительно крупнее бисера. Они имеют разную форму и расцветку, изготавливают их из стекла, пластмассы, металла, натуральных камней, дерева, кости и других материалов.
В зависимости от размера игрушки можно делать из бусин носики, глазки, пупочки и другие детали украшений.
Стеклярус — трубочки из цветного стекла. Им хорошо украшать контуры вышивки, аппликации.
Блестки - маленькие плоские блестящие кружочки или пластинки иной формы с отверстием внутри, выполненные из металла, стекла, слюды или синтетических материалов. Блестками можно обозначать ноздри, подглазники.
Очень удобно использовать их для оформления чешуи.
Пуговицы - оригинальные детали оформления. С помощью пуговиц на ножке можно делать носики и зрачки игрушкам более крупных размеров. Стеклярус, бисер и бусины можно крепить разными способами: по отдельности пришивать к ткани; нанизывать на нитку, а потом крепить ее к материалу; пришивать бисер и бусины вместе с блестками как пуговицы.
В каждом конкретном случае выбирайте тот вариант оформления, который наиболее подходит данному изделию.
Не стоит применять слишком много декоративных элементов, поскольку это скорее упростит, а не украсит готовую игрушку.
1.12. АППЛИКАЦИЯ
Для декоративного оформления изделий используют аппликацию - узор или изображение. составленное из цветных кусочков какого-либо материала.
Детали аппликации либо пришивают к основе, либо приклеивают. Для натуральных тканей лучше использовать клей ПВА — он не оставляет пятен, а для синтетических материалов, кожи и клеенки - клей «Момент». Но нужно отметить, что пришитая аппликация более надежна и долговечна.
Аппликация может быть плоской и рельефной (рис. 15). Плоская выполняется простым наложением одной детали на другую с использованием швов «зигзаг», «машинная строчка», гладьевой валик, полугладь и др.
Для получения рельефного изображения следует подложить набивочный материал (синтепон или поролон) под вырезанную деталь (вариант 1) или обшить каркас-набивку (вариант 2).
Первый способ применяют для тканей с неосыпающимися или накрахмаленными краями.
Вторым способом выполняют рельефные аппликации из тканей с осыпающимися краями. Каркас-набивку вырезают по форме детали из поролона или синтепона, а саму аппликацию - из ткани с припуском на швы (рис. 15, а).
Затем каркас-набивку обшивают тканью (рис. 15,6).
Готовую аппликацию размещают на нужном месте и пришивают (рис. 15, в). При необходимости ее украшают вышивкой, бисером, блестками и т.п.
1.13. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВОЛОС, ГРИВ, ХВОСТОВ, ПОМПОНОВ
Привлекательность игрушки зависит от многого, в том числе и от того, как оформлены волосы и челочки у кукол-человечков, чубчики, гривы, хвосты и шубки у забавных зверушек.
Сделать это можно с помощью различных материалов - шерстяных и шелковых ниток, пряжи, ириса, мулине, моноволокна. А чтобы получить волнистые нити-завитки, достаточно взять старые вязаные веши, постирать их, высушить, а затем распустить.
Различные варианты оформления волос, грив, челочек даны на рис. 16.
Из картона вырежьте прямоугольник или квадрат. Его размеры будут определять шишу волос. На картон плотно и равномерно намотайте нитки. Чем больше витков, тем пышнее получится прядь. Моточек аккуратно снимите и перевяжите ниткой. Этой же нитью можно крепить прядь к изделию.
В зависимости от того, какой формы вы хотите получить прическу, следует разрезать нитки с обеих сторон или только с одной, перевязать моток в середине или ближе к краю, брать ровные или волнистые нити, толстые или тонкие.
Этим же способом, изменяя размеры картона и количество намотанной нити, можно делать помпоны.
Из моноволокна получаются великолепные волосы, гривы и хвосты, поскольку этот материал отличается блеском, пышностью и разнообразной цветовой гаммой.
Если моноволокно намочить и расчесать, то получатся прямые пряди, а если завить электрощипцами — образуются завитки и локоны.
Моноволокно перевязывают несколько раз ниткой (рис. 17, а) и закрепляют (рис. 17, б, в).
Очень просто из него сделать шубку-руно. Для этого лицевую сторону туловища или гривы прошейте вставленными в иголку прядями моноволокна п закрепите их нитками с изнанки.
1.14. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАРКАСА
В полуобъемных игрушках каркас (проволочный или поролоновый) применяется не так часто, как в объемных игрушках. Он обеспечивает определенную форму и устойчивость деталей. Для каркаса используют медную проволоку, толщина которой должна соответствовать размерам игрушки. Концы проволоки загибают, чтобы они не прокололи материал, и вставляют каркас в готовые детали, которые затем пришивают к игрушке (рис. 18).
Проволочный каркас лучше использовать в игрушках небольшого размера (до 35 см). Если же вы шьете более крупное изделие, то в детали можно вставить поролоновый каркас.
1.15. ОФОРМЛЕНИЕ ИГРУШЕК
Форма глаз, губ, накладки, носа, ресниц и их взаимное расположение в значительной мере определяют характер персонажа. Поэтому очень важно правильно выбрать наиболее подходящий вариант оформления игрушки.
Накладку выполняют следующим образом. Из мягкой ткани (синтепон, трикотаж, байка и т.п.) вырежьте овал (рис. 19, а). Прошейте его по краю швом «вперед иголку» или швом «через край» (рис. 19, б).
Подтяните нитку так, чтобы из овала получилась чашечка (рис. 19, в). Нитку закрепите в центре внизу. Положив в чашечку набивку, стяните ее середину - овал должен напоминать цифру «восемь» (рис. 19, г).
На накладке черной толстой ниткой вышейте «узелками» точки-усики (рис. 19, д). Чтобы сделать узелок, обвейте иглу один или несколько раз ниткой и вытяните через витки. Нить не запутается, если вы будете придерживать витки большим пальцем левой руки.
Теперь приступайте к изготовлению носика-шарика. Возьмите кусочек трикотажа или другой мягкой ткани и вырежьте кружок, диаметр которого в 2,5 раза больше, чем желаемый готовый носик. Прошейте его по краю швом «вперед иголку» (рис. 19, е).
Подтянув нитку, слегка присборьте ткань и вложите в образовавшийся «мешочек» набивку. затем стяните нить — получится носик-шарик (рис. 19, ж). Нитку закрепите, но не обрезайте. чтобы ею же можно было пришить носик сверху на накладку (рис. 19, з).
Из синтепона вырежьте губку, а из ткани или клеенки - язычок. Если материал, из которого вы кроите, достаточно рыхлый, то детали по краю можно обшить петельным швом (рис. 19, и).
Положите язычок на губку, совмещая их прямые срезы, и сшейте петельным швом (рис. 19, к). Эти детали по форме должны быть одинаковыми, а по размеру язычок на 2—3 мм короче губки. Готовую губку с язычком пришейте на накладку снизу-сзади. Накладка готова (рис. 19, л).
Формы накладок и их оформление могут быть разнообразными (рис. 20). Все зависит от вида игрушки и характера персонажа. Размер накладки также очень важен.
Для каждой модели на выкройке дан вариант оформления мордочки или лица, но, проявив фантазию, вы можете создать иной образ игрушки.
При оформлении накладок вместо носика-шарика можно использовать и другие его формы, выполненные из ткани, кожи или клеенки.
Носик-полуовал или полукруг (рис. 21). состоящий из двух частей, сшивают петельным швом по изогнутой линии. Затем в него укладывают немного набивки и, не зашивая отверстия, крепят на мордочке.
Носы с разными формами ноздрюшек изготавливают следующим образом (рис. 22): вырезают соответствующую форму; два конца, обозначенные буквами А и А, соединяют вместе и скрепляют ниткой; не отрывая нитки, на это место накладывают третий (средний) конец, обозначенный буквой Б, и все вместе сшивают.
Различные формы носа и ноздрюшек представлены на рис. 23.
Носики можно делать из бусин, пуговиц на ножках, в виде аппликации из клеенки или кожи, а также вышивать нитками. Если есть возможность, используйте готовую фурнитуру: носики, язычки, глазки.
Когда накладка будет готова, отложите ее в сторону и приступайте к изготовлению глаз. Для большей выразительности делайте их из цветной синтетической клеенки.
Глаза выполняют многослойными, соблюдая следующие правила:
а) подглазник - любого светлого тона;
б) яблоко глаза — яркое, цветное;
в) зрачок — черный (может быть пуговица на ножке).
Для первых своих игрушек глаза мастерите из кружков или овалов. В дальнейшем вы можете придумать и более сложные формы глаз. Подсказками будут служить картинки в детских книгах, открытки, мультфильмы.
Те, кто делают игрушку впервые, чаще всего глаза крепят высоко, ближе к ушкам. Это неправильно. Лоб у игрушки должен оставаться большим, открытым.
Чтобы верно расположить накладку и глаза (рис. 24), нужно зрительно разделить мордочку игрушки горизонтальной линией пополам. Накладка должна располагаться ниже этой линии, а глаза — на самой линии, ближе к носику.
Если мордочка игрушки выполнена из светлой ткани, то необходим черный контур вокруг подглазника. Черный контур можно украсить ресничками. Если мордочка сделана из темной ткани, то подглазник должен быть светлым.
Прежде чем вырезать глаза из клеенки (рис. 25), подумайте, какой размер и форма больше подходит игрушке, и нарисуйте их на листе плотной бумаги фломастерами или карандашами. Если они вас устраивают, то вырезайте такие же детали из клеенки. Каждая следующая после зрачка деталь должна быть на 2-3 мм больше предыдущей.
Попробуйте сместить детали глаз относительно друг друга вниз, вверх, в сторону, и вы заметите, как меняется взгляд игрушки. Поэтому сначала соберите глаза на булавку с ушком и прикладывайте к мордочке до тех пор. пока не почувствуете, что они оказались на месте. Накладку также перемешайте вместе с глазами.
Теперь, когда вы определили место расположения накладки и глаз, их можно пришить. Накладку закрепите потайным швом с левой и правой стороны. Глазки лучше сначала склеить. а потом пришить стежком-бликом. Для этого белой нитью сделайте вертикальные или горизонтальные стежки.
Другой вариант — пришейте глаза черной ниткой или леской, а затем стежок обвейте люрексом. Блик можно нарисовать белилами «штрих», придавая ему форму точки, полумесяца, запятой, треугольника, но этот вариант больше подходит для крупных глаз.
Если мордочка игрушки выполнена из меха, то сначала аккуратно выстригите его по размеру готовых глаз, а уже потом их пришейте. В этом случае глаза станут более выразительными.
Брови, коготки, ноздрюшки, губы делайте из кожи или клеенки в виде аппликации или вышивайте нитками, люрексом.
Щечки у игрушек-человечков подкрашивайте косметическими румянами с помощью поролоновой кисточки.
Пальцы на ступнях и ладошках для большей четкости прошейте насквозь длинными глубокими стежками (рис. 26. а, б). Таким же образом выделите «кудряшки» облаков (рис. 26. в).
Звезды вырезайте из клеенки, цветной бумаги. фольги и крепите с помощью бисера, пришивая его в середине или на разных лучах.
1.16. СБОРКА ИГРУШКИ
Ну вот, детали игрушки сшиты и украшены. Готовы рельефные аппликации, звезды, облака. Осталось собрать все вместе, и изделие готово. Но не торопитесь - перед вами стоит непростая задача: сделать игрушку живой, динамичной, со своим характером и настроением.
Сборка деталей игрушки требует не только аккуратности, но и фантазии. Разместите детали по-разному: чуть ближе, дальше, выше, ниже, немного наклонив или повернув их. Вы увидите, как будет меняться облик игрушки.
И только когда останетесь довольны результатом этой «игры», начинайте пришивать детали. Обращайте внимание на метки и пунктирные линии выкроек.
Чтобы облака казались легкими и воздушными, сшивайте их между собой не по краям, а изнутри, как показано на рис. 27. Тогда их свободные «кудряшки» станут пушистыми, совсем как у настоящих.
Теперь нужно пришить игрушку к облаку. Способ тот же, что и в креплении облаков. Не старайтесь пришивать каждую ножку, копытце, ушки, хвост и другие детали, достаточно закрепить туловище, если нужно - голову, для большей устойчивости.
В.И. Петухова и Е.Н. Ширшикова "Мягкая игрушка"