Древнегреческие мореплаватели, впервые встретившись с обворожительным малым морским коньком (Hippocampus), легко поверили, что это химера — странное и магическое существо с головой лошади, грудью рыбы, хвостом обезьяны и способностью хамелеона менять цвет. Неудивительно, что они приписали ему сверхъестественные способности: живые коньки приносили сообщения морским богам; мертвые, замоченные в вине, превращали его в сильнодействующий яд. В то же время их пепел, смешанный с медом и уксусом, являлся противоядием по отношению к другим смертельным снадобьям. Плиний, римский ученый, рекомендовал лечить порошком из толченого конька плешивость, кожную сыпь и укусы бешеных собак! Даже в античном мире выживание конька было под вопросом.
Коньки моногамны, и каждая объединившаяся пара производит на свет тысячи молодых коньков, но в среднем только два потомка переживают своих родителей. Являясь одной из самых медленных форм жизни — они редко движутся быстрее 0,016 км/час, — коньки становятся добычей тунца, различных скатов, крабов и других хищников, а те, кто избежал естественных врагов, зачастую могут стать жертвой людей — не только для предполагаемых медицинских целей (представители некоторых культур все еще верят Плинию!), но и в качестве сувениров для туристов.
В Юго-Восточной Азии ежегодно уничтожается до восьми миллионов коньков. Многие были просто высушены и использованы как брелки для ключей или наконечники для карандашей.
Лучший способ насладиться божественной красотой восхитительного маленького создания — воссоздать на вышивке (см. ил. 15). Конек — одна из природных аномалий. На самом деле это рыба, хотя и без чешуи и многих других характерных особенностей, с которыми обычно отождествляют рыбу. Единственный крошечный плавник, расположенный на спине, движется так быстро, что фактически невидим. Именно он толкает вперед по вертикали (причем очень медленно) тело, покрытое жесткими пластинами «брони». Задача вышивки состоит в том, чтобы передать фактуру колючей и жесткой внешней оболочки, в то же время сохранив впечатление хрупкости. Так же, как при вышивании многих других подводных сюжетов, нас выручают тонкие металлизированные золотые и серебряные нити.
Вначале фрагменты панциря вышивают шелком, но не пытайтесь охватить все сразу, вышивайте каждую секцию отдельно и оставляйте промежутки между ними. Жабры на голове конька обозначены несколькими стежками одиночной серебряной нити, а глаза с черным зрачком, окаймленным миниатюрным кругом (360°) лучевидной глади, подсвечены белыми стежками-«зернышками».
Затем, чтобы заполнить оставленные промежутки и очертить контур рыбы, между фрагментами тела и вокруг каждого из фрагментов выложена по поверхности толстая золотая или серебряная нить (см. рис. 9) Способность конька маскироваться, менять цвет и сливаться с окружением означает, что у вас имеется широкий выбор возможных цветов В этой вышивке я использовала бледный зелено-золотой шелк на спинке, смешивающийся с серебром ближе к брюшку.
Конек использует свой хвост, чтобы цепляться за водоросли или кораллы, при этом он питается проплывающим мимо планктоном. Эти крошенные рыбешки могут быть изображены очень простым, но эффектным способом: используя самую тонкую из имеющихся у вас нитей, вышейте маленьким стежком-«петелькой» тело, а за ним — горизонтальную букву «V» прямыми стежками, чтобы получился хвост. Следуя за рыбешками, взгляд зрителя через водоросли возвращается к передней части головы конька. В этом этюде нити водорослей выполнены постепенно изменяющими направление и отраженными стебельчатыми стежками, серебристый розовато-лиловый оттенок нити переходит в серебристо-зеленый. Пузырьки и воронки, подчеркивающие прозрачность воды, завершают картину.
Расцвет Древней Греции и других более древних цивилизаций, а также век английской нации связаны с морскими перевозками, развитием рыболовецких промыслов, торговли, с колонизацией и ведением войн. Традиция изображения кораблей на вышивке действительно древняя. До нас дошли описания, что, предчувствуя Троянские войны, Елена Прекрасная вышивала громадный занавес с изображением флотилии, спускаемой на воду. Останки тканей с узорами, изображающими корабли, найдены в кораблях-захоронениях викингов, а саксонские настенные драпировки и гобелен из Байе — ценные исторические документы, подробно повествующие о военных кораблях XI столетия (см. рис. 11).
Деяния военно-морских сил во время Второй мировой войны XX столетия изображены на гобелене «Оверлорд», продолжающем традиции вышивания уже в наше время. Таким образом, существует широкий выбор, и приступите ли вы к вышивке кораблей — вопрос исключительно вашего личного предпочтения. Я выбрала для выставки изображение знаменитого военного корабля Генри VIII «Магу Rose» (см. ил. 16).
Все прославленные корабли отличаются особым величием, но некоторые все же больше подходят для изображения — оснастка, развевающиеся вымпелы, флаги, флагдуки и другие богатые украшения, так любимые Тюдорами, придают «Магу Rose» исключительную выразительность. Изучая первоисточники того периода, содержащие относящиеся к той эпохе иллюстрации, которые изображают корабли, изготовленные в Палате вооружений в лондонском Тауэре в 1536 году, можно не только получить удовольствие от удивительных и подробных рисунков, но также попытаться изменить собственную работу и некоторым образом сымитировать художественные приемы того времени.
В иллюстрации времен Тюдоров перспектива изображения корабля слегка искажена. Хотя мы видим нос корабля в профиль, корма кажет ся повернутой прямо на нас — пушки выступают из орудийных портов под всеми возможными углами, в то же время флаги развеваются в не убедительно полной гармонии.
Однако создается общее впечатление могущества и власти — все эле менты стилизации призваны подчеркнуть мощь предмета изображения Я старалась своими стежками передать это впечатление.
Каждая палуба выполнена в виде независимой полосы однонаправленной глади с промежутками, позволяющими в дальнейшем добавлять другие детали. Пушки вышиты прямыми стежками, перекрыты ми безыскусными (перспектива опять же немного искажена) фрагментами лучевидной глади; флаги выполнены стежками-«ростками» Что касается мачт и оснастки, то их линии должны быть настолько прямыми и гладкими, насколько это возможно, для контраста с плавными швами-«змейками» и направленной гладью длинных вымпелов Каждый канат оснастки выполнен одним-единственным длинным стежком, не пришитым, но кое-где проходящим сквозь расположенные под ним детали.
Какой бы сюжет вы ни выбрали для своего произведения, помни те, что кораблю нужно море, по которому он плавает! Вода кажется более темной там, где она попадает в тень, отбрасываемую другими предметами изображения. Вот почему рядом с основанием корабля самые глубокие тени, постепенно светлеющие по мере удаления от не го. «Белые барашки» обозначены областями белого шелка среди вы шитой горизонтальными прямыми стежками воды, и там, где якорный трос исчезает в воде, белым цветом образован овал, выделяющийся на темной тени. В следующих главах я расскажу о других способах изображения воды и отражений.
Автор: Хелен Стивенс «Изысканная вышивка гладью»