Власть человека над океаном возрастала, океан все в большей мере становился жертвой человеческой алчности. Там, где туземцы собирали дары моря только для удовлетворения собственных нужд, охотники-переселенцы с ружьями и капканами начали использовать животных для экспорта; торговцы пушниной и колонисты-наемники вели войну с хищниками, угрожавшими их запасам и заработкам.
Племена эскимосов и инуитов (те же эскимосы) на далеком севере так же, как и все аборигены ледяных пустынь, всегда ставили капканы на зверей, чтобы добыть пищу и мех. Ни одна часть животного не пропадала: мясо съедалось свежим или засоленным, сало и жир вытапливались — им всегда находилось применение, а шкура служила одеждой, постельными принадлежностями и обеспечивала кров.
В таких условиях человек и животное существовали в естественной гармонии, хотя и основанной на взаимной осторожности. Однако с прибытием европейцев, из-за ненасытного желания Старого Света получать мех, некоторые популяции животных вскоре начали уменьшаться; чем красивее мех животного, тем большим спросом он пользуется и шире применяется. И первой жертвой стала морская выдра (Enhydra lutris), когда-то насчитывавшая сотни тысяч особей в исконно присущем ей ареале распространения.
Хотя имеются письменные подтверждения того факта, что мех морской выдры использовался как часть пышного убранства печально известного русского царя Ивана Трозного (скончался в 1560 году), ее настоящее уничтожение, приводящее к вымиранию вида, началось в начале XVIII века, когда о ее мехе узнали китайские мандарины. Они были готовы платить громадные суммы за разукрашенные мантии, отделанные мехом морской выдры, и наряды, изготовленные из этих богатых золотисто-коричневых шкур. Примерно в 1874 году капитан Чарльз Скэммон из департамента государственных сборов США (в наше время это береговая охрана США) писал: «Самый ценный пушной зверь...
Северо-Западного побережья Северной Америки — это морская выдра». На рубеже веков одна шкура продавалась за 1000 долларов, и в 1910 году только двадцать четыре шкуры достигли европейских рынков — настолько мало морских выдр осталось от их первоначальной популяции, что их едва ли имело смысл учитывать. В последующие годы любая охота на морских выдр в открытом море была запрещена международными соглашениями.
Свойства, благодаря которым мех морской выдры так востребован, делают его также замечательным предметом изображения для вышивок (см. ил. 17, фрагмент ил. 60 на с. 102). Привычки животного и его характерные черты в равной степени очаровательны. Поскольку выдра проводит большую часть своей жизни в воде, в процессе эволюции толстая внутренняя прослойка ее меха превратилась в замечательный мокрый «гидрокостюм», защищающий тело животного от ледяной воды. Постоянный уход поддерживает его в хорошем состоянии, в то время как внешний слой длинной блестящей шерсти задерживает воздух, не подпуская его близко к коже.
Длинные жесткие усы чувствительны к прикосновениям и вибрации, короткий мех на лапах не мешает животным держать пищу и «обнимать» своих детенышей, которые часто отдыхают на родительском брюхе или плавают рядом, заключенные в нежные объятия. Чтобы успешно создать этюд анфас, аккуратно используйте лучевидную гладь и заполните промежутки между деталями, одновременно смягчая потенциально жесткие очертания.
Всегда начинайте с характерных особенностей морды. Нос выполнен матовой хлопковой нитью для контраста с блеском «меха», а глаза — шелком-сырцом под другим углом, в поперечном направлении по сравнению с мехом — снова для контраста, на этот раз по направлению стежков. Как всегда при вышивке лучевидной гладью, завершив первый внутренний слой (нос, защечные мешки, подбородок и т. д.), сразу же переходите ко второму и третьему слоям там, где не предвидится разрывов. А вот между характерными деталями оставляйте промежутки, то есть подо ртом, на линии челюсти и вверху, там, где заметна «остановка» в начале лба. Мать появляется из воды почти вертикально, нижняя часть ее тела, погруженная в воду, обозначена нисходящим потоком стежков.
Детеныш, однако, плавает скорее на спине, и следовательно, мех на его животике расположен под другим углом и веером поднимается вверх. Начиная работу над таким этюдом, как этот, проанализируйте все составные части предмета изображения и выполните набросок в условных обозначениях, чтобы напоминать себе о направлениях стежков, помогающих реализовать замысел (см. рис. 13). Завершив базовую структуру животного, заполните промежутки тонкими стежками, переходя от одного элемента к следующему и всегда прокладывая стежки от деталей на переднем плане к удаленным. Наконец, подчеркните глаза белой нитью, используя стежки-«зернышки», и тем же способом изобразите черные «веснушки» на защечных мешках. Начинающиеся от «веснушек» длинные прямые стежки усов должны лечь поверх всей работы.
При вышивке воды использовались два вида чистого шелка разной текстуры. Рябь на поверхности, возникшая из-за движения животных, вышита нескрученным шелком-сырцом, а тонкой скрученной нитью изображены участки открытой воды, переходящие в широкое полотно всей вышивки.
Такой шелк, состоящий из множества ниточек, одинаково хорошо передает и крупный план, и отдаленные водные пространства, такие, как дельта реки (см. ил. 18). Хотя воды узкого морского залива и берег на этой картине занимают только небольшую часть фона, все же это доминирующий элемент, определяющий место действия для событий, происходящих выше.
Величественный орлик (Pandion haliaełus) когда-то был распространен почти по всему миру. Он находил себе дом повсюду, где в глубоких прибрежных водах благоденствовали косяки рыбы. Но вторжение людей в его естественную среду обитания превратило орлика в редкую птицу. В большинстве населенных местностей его численность значительно уменьшилась отчасти из-за того, что он соперничал с людьми в ловле рыбы, а отчасти потому, что на него распространялось (совершенно незаслуженно) предубеждение многих фермеров против орлов вообще. Фермеры верили, что орлы представляют опасность для молодых барашков и другого скота. В XIX столетии существовала процветающая торговля яйцами орлика и перьями; яйца пользовались все большим спросом, по мере того как стали встречаться реже. К счастью, в наше время даже в тех областях Британии, где орлики считались почти вымершими, начинается их постепенное возрождение.
Орлик, совершающий убийство, — волнующее зрелище, при том что рыба составляет большую часть его рациона. Птица охотится, летая высоко над водой, пока не заметит рыбу, поднявшуюся к поверхности из глубины. Тогда орлик устремляется вниз с наполовину сложенными крыльями и входит в воду ногами, поднимая множество мелких брызг и часто полностью погружаясь на несколько секунд.
После успешного нырка он появляется на поверхности с рыбой в когтях, проводит некоторое время высоко в небе, чтобы стряхнуть воду с перьев, и затем несет свою добычу в гнездо. Как и мех морской выдры, перья орлика защищают его тело от холодной воды — среды обитания его жертвы. В отличие от выдры, однако, в изображении орлика нет мягких неясных деталей: беспощадная красота морского орла решительно и резко очерчена.
Линия тени играет важную роль на всех этюдах со светлым фоном, но здесь она крайне необходима. Причем не только для того, чтобы очертить нижнюю часть птицы, но также и для того, чтобы выделить края больших, стратегически важных перьев и придать реальность контурам низа живота и верхней части ног,
Которые иначе выглядели бы неконтрастными. Приступая к изображению линии тени, всегда помните, где на вашей картине расположен воображаемый источник света. Используйте тонкие стебельчатые стежки там, где требуется изобразить ровную кромку, и применяйте фрагментарные прямые стежки, где контур менее определен (как, например, в задней части контура «панталон»).
Завершив вышивку теней, переходите к заполнению стежками поверхности тела, крыльев и всего остального, считая кончик клюва центром, из которого распространяется лучевидная гладь.
Голова, шея и тело птицы выполнены гладкой лучевидной гладью, цвет и оттенки изменяются там, где это необходимо, но ряд стежков не прерывается, разветвляясь в точке поворота у плечевого сустава (чтобы развернуться на внутреннее крыло) и бедер (поворачивая вниз на ноги). Длинные маховые перья крыла изображаются так же, как удлиненные «листья»: единственный прямой стежок формирует ствол в центре каждого пера, затем вдоль каждой из сторон выполняется однонаправленная гладь.
После этого выполняются соответственно вторичные и маленькие перья, в конце переходящие на внутреннее крыло; соединение замаскировано и прикрыто длинными прямыми стежками-«ростками», проходящими через все примыкающие слои, начиная с последнего. Порядок работы объяснен на рисунке 15 (см. также ил. 19). Поверх полос на крыльях прямыми стежками нанесены маленькие метки другого цвета.
Автор: Хелен Стивенс «Изысканная вышивка гладью»